?

Log in

No account? Create an account
Getting to the truth

Igor
Date: 2007-03-12 14:13
Subject: Глава 2. Даром утраченые годы.
Security: Public
Location:work
Tags:book
Счетчик посещений Counter.CO.KZ
 

Глава 2.

Даром утраченые годы. Какие професии и почему выбирают выпускники технических факультетов? Типичные проблемы.

Если ты закинешь програмирование на один день,

оно тоже кинет тебя на один день.

Если ты закинешь его на два дня,

оно может и не вернуться...


Проблема отсутствия информации


Очень многие мои знакомые, сложившиеся програмисты, признают, что у них была эта проблема. Они тоже не знали с чего начать. Большинство моих знакомых, которые выбрали другие профессии сделали свой выбор в основном из-за того, что у них были друзья, родственники, которые им четко визуализировали, что им придется делать, какая им от этого выгода и что сделать для того, чтоб получить работу. Касательно же програмирования, такой информации не было. Или она по каким-то причинам искажалась. Или были негативные примеры людей, которые пошли работать програмистом, но благодаря плохому менеджменту или обучению не смогли себя реализировать. Попозже я еще раскажу, как выбрать свое первое место работы, чтобы избежать этих проблем.

Но одна из основных проблем - это полное отсутствие информации, какие знания необходимы, для того, чтобы тебя взяли на роботу. Как можно получить эти знания? Куда можно пойти работать? Что надо будет делать? Какие во всем этом перспективы? Ответы на эти вопросы возможно были полной "Terra Inkognita" для тех, кто выбрал другую профессию.


Технический склад ума - наследственность или приобретение


Еще одна отмазка, которая присутствует - это разделение людей на гуманитариев и технарей. С последствующим причислением себя к гуманитариям и закрытием возможности даже думать о том, что ты можешь програмировать что-то сложнее стиральной машинки или микроволновки. Что ж возьмем идеального гуманитария - скажем так "сферическую блондинку в вакууме". Это человек, у которого совершенно не развито абстрактно-логическое мышление, зато хорошо развито правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество. На противовес ей програмист - это человек, у которого очень хорошо должны работать оба полушария - и правое отвественное за творчество, и левое - за прикладную логику. Соотвественно что делать - развивать логику. И тут, как бы мы не смеялись над женской логикой, следует признать, что с полным отсутствием логики людей просто нету. То есть логику надо развивать. Но как?

Логика - наука, изучающая методы доказательств и опровержений, т.е. методы установления истинности или ложности высказываний. Создал эту науку Аристотель в 4 веке до н. э. Он рассмотрел какие законы, приемы, формы присущи человеческому мышлению. Отсюда и название науки - формальная логика. Она оперирует такими логическими категориями, как понятие, суждение, умозаключение. Формальная логика пытается найти ответ на вопрос, как мы рассуждаем, какова структура мышления, изучает логические операции и правила мышления.

Оказывается, каждый из нас, можно сказать, только тем и занимается, что обращается к формальной логике. Мы бессознательно приноравливаемся к законам логики. И в этом нам помогает математическая логика - современная форма логики, которая полностью опирается на формальные математические методы.

Существует два основных подхода к установлению истинности высказываний: эмпирический (опытный) и логический. При эмпирическом подходе, истинность высказывания устанавливается с помощью некоторых проверяющих действий (наблюдений, измерений, экспериментов, поисков подтверждающих или отвергающих объектов).

Логический подход заключается в том, что истинность высказывания устанавливается на основе истинности других высказываний, т.е. без обращения к фактам, к содержанию этих высказываний, а чисто формально, с помощью рассуждений. Оба этих подхода к установлению истинности вольно или невольно используются в школьной практике. Почему же люди с детства не могут правильно рассуждать и логически мыслить? Как развить логическое мышление? Как научить применять математический аппарат не только на уроках математики?

Как научиться мыслить логично, последовательно, рационально, оптимально? Ответ пришел не сразу, были долгие поиски, попытки решения проблемы через замену содержания, форм и методов обучения. Анализ подтолкнул к выводу: необходимо развивать логическое и алгоритмическое мышление не эпизодически, а постоянно.

И для этого есть специальные програмы и упражнения.

Вот примерное содержание уроков по логике, которые практикуються в одном из лицеев:

  • 1 уровень: Программы "Собиралка", "Догадалки", "Классификаторы"

  • 2 уровень: Темы "Классификация и конструирование", "Закономерности в последовательностях", "Логика и комбинаторика", "Задачи вариантного конструирования", "Элементы пространственного ориентирования"

  • 3 уровень: Темы "Алгоритмы и модели", "Алгоритмические этюды", Программы "Квадратик", "Плюсик", "Автомат", "Угадайка", "Конюх", "Переливашка", "Монах"

  • 5 уровень: Исполнители "Перевозчик", "Машинист", "Буквоед", "Плюсик", "Мудрый крот", "Ханойские башни", "Конюх", "Переливашка"

  • 6 уровень: Алгоритмика. Исполнитель Кенгуренок

  • 7 уровень: Алгоритмика. Исполнитель Кукарача

  • 8 уровень: Способы описания алгоритмов - словесный, табличный и блок-схема. Условия в алгоритмах. Повторения и циклы.

  • 9 уровень: Типы алгоритмов – линейный, разветвляющийся и циклический. Блок- схемы и программы.

  • 10 уровень: Элементы формальной логики. Вопросы, суждения, утверждения. Элементы математической логики, законы логики. Таблицы истинности. Алгоритмика и программирование.

  • 11 уровень: Алгоритмика и программирование. Архитектура и логика работы устройств компьютера.

При желании можна пройти ту же програму, в зависимости от своего уровня развития формальной логики. То есть чем хуже развита, тем с меньшего уровня начинаем. Также больше упражнений для развития логики вы можете найти у нас на сайте www.ittech.com.ua в разделе «Формальная логика».


Очень нужны деньги, хотя бы маленькие


Еще одна причина, по которой выпускники идут работать не по специальности, это деньги. Да, да, не мифические альянс антипрограмистов и не возрожденный бог Кхультху, а банальные деньги. Сразу оговорюсь, я не рассматриваю ситуацию, когда недавние студенты женяться на дочерях миллионеров (а на моей памяти были и такие случаи) и идут возглавлять холдинговые подразделения. Умные люди нужды везде. Действительность намного прозаичней. Кем только не работают мои бывшие однокурсники: учителями, экономистами, кредитными экспертами, администраторами в комп. клубах, промоутерами в табачных компаниях, продавцами электроники и т.п.. Всех их обьединяет одно: в свое время у них не хватило желания или уверености в своих силах, чтобы хоть несколько месяцев поработать по специальности. Причем те, которые хотя бы проработали несколько месяцев, но потом по каким-то причинам ушли, в большинстве своем возвращались в отрасль. Я понимаю тех людей, которые хотят все-таки получить высшее образование и зарабатывать при этом свои деньги, а не просить их у родителей. Я сам на третьем-четвертом курсе подрабатывал на посменной работе. Я только не могу понять людей, у которых потом не хватает мужества уйти работать по специальности, потому что для этого придеться покидать насиженое место и учиться для новой работы. Вообщем все, что я могу посоветовать таким людям, это

не продавайся за гроши сейчас. Не рубить ради сиюминутной выгоды сейчас дерево, которое будет приносить золотые плоды.


Надоели формулы, математика, програмки.


Как вариант: «Надоело много думать, хочеться отдохнуть после университета. Хочеться сделать что-то реальное». Еще одно распостраненное убеждение. Действительно зачастую наше образование построенно таким образом, чтоб впихнуть в головы будущих выпускников побольше теории. Не обьясняя при этом ни зачем эта теория нужна, ни важные нюансы применения в жизни. Поэтому, заканчивая учебу, очень много студентов хотят только одного «чтобы все это закончилось и можно было дать мозгам отдохнуть». Действительность же намного суровей. Все дело в том, что напрягаться все равно придеться. Жизнь такая штука, что все равно рано или поздно тебе придеться напрячься. Будет это рождение детей или желание купить машину, или потребность переехать из общежития в 30 лет. Все равно тебе придеться что-то делать, чтобы повысить уровень своего дохода. И тут два пути – либо больше работать либо умней. Насчет больше – в сутках 24 часа. Путем разных энергетических практик конечно можно спать 3-4 часа в сутки, а остальное время работать. Но и это время конечно и машину времени еще не изобрели. Остается работать умней – много думать, учиться, то есть делать как раз то, от чего убегал. Только мой долг предупредить, что учиться будет уже ой как тяжело. Прошли годы и гибкий студенческий мозг, способный потреблять и перерабатывать мегабайты информации уже тоже разленился. И чтобы вернуть его в прежнее состояние, нужно очень много времени и усилий. Подумай, зачем тебе это?





Ограничивающие стереотипы.

А сейчас попробуем разобраться с некоторыми ограничивающими стереотипами. Почему ограничивающими? Потому, что мешают тебе думать своим умом, а позволяют другим решать за тебя, что хорошо, а что плохо. Итак поехали:


- програмирование - скучная професия?

Не знаю почему появился этот стереотип. Наверное он сложился во время наблюдения за девелоперами во время их работы. Сидят себе стройными рядами дядьки, уставились в мониторы немигающим взглядом и пальцами по клавиатуре тарабанят. Очень интересно? Но в тоже время, лишь тот, кто хотя бы раз писал код, знает, что происходит сейчас внутри этих мужественных людей. Разве может быть скучным творчество? Подобно архитектору, продумывает он архитектуру будущей програмы, подобно художнику, наносит на чистый холст все новые и новые эллементы, подобну скульптору, отсекает все лишнее, подобно охотнику, выслеживает он в своих или чужих строчках зловредные баги. Короче, насчет скуки, это бред и не очем тут говорить :)

- програмисты мало общаются.

Да, по сравнению со, скажем, промоутерами, которые предлагают на улице свой товар, програмисты общаются в разы меньше. Но в тоже время это общение вдумчивое, конструктивное и всегда информативное. Вообще програмисты – это люди аналитического склада ума, которым просто необходимо постоянно перерабатывать информацию. Которые всегда могут разложить любую проблему на составные части и выделить главное. И сразу предложить шаги к решению проблемы. Конечно им претит простая болтовня ни о чем, что не может не раздражать. Ведь не всегда хочеться напрягаться и воспринимать тонны информации, которую всегда готов выдать на гора твой друг-програмист. Да и люди не очень любят когда им дают советы. Хуже чем совет, про который тебя не просили, может быть только совет, о котором не просили, от родственника. Вообще мы сейчас касаемся деталей личностного роста. А личностный рост, как известно, невозможен без коллектива, который будет давать обратную связь. И тут все нормально. К тому же всегда можно пойти на тренинг личностного роста, где тебе зададут вектор, в котором стоит развиваться, чтобы стать цельной личностью.


- програмисты замкнутые люди.

Распостраненный стереотип. Вытекает из первого пункта.


- програмисты малоэмоциональны

Малоэмоциональность вообще присуща всем технарям. И тут дело в том что в общении с техникой эмоции не помогают. Никак. Кричи на нее, ругайся матом, плач, проси. Ничего не поможет. Если ты неправильно склал железяки, то они работать не будут. В то же время эмоциональность очень нужна в общении с людьми. Людям не хватает просто нформации. Им нужны эмоции. Жизнь измеряеться не количеством прожитых дней, а количеством захватывающих моментов, о которых ты можешь вспомнить. Эмоциональность – это выражение того, что происходит у тебя внутри. То есть людей пугает неизвестность. Если они видят перед собой человека, они хотят знать, что происходит у него внутри. Из-за того, что все технари работают с неэмпатичным железом, они не умеют выражать свои эмоции. Что тут можно посоветовать? Да хотя бы трехмесячные курсы актерского мастерства. Актеры – эталоны людей, которые умеют вживаться в определенную роль и выражать эмоции присущие человеку, которого они играют. Несколько месяцев непривычной работы и никто не скажет, что этот красноречивый парень недавно отмалчивался на всех вечеринках, скромно потягивая пиво в углу. КАК говорить научиться очень просто. А вот ЧТО говорить я думаю тебе не стоит подсказывать, правда?


- програмисты постоянно витают в облаках, они не практичны

Возможно в этот момент к нему пришло очередное озарение, он готов крикнуть «Эврика», но боиться своими возгласами перебить важный разговор своих знакомых? Конечно важно переключаться между работой и отдыхом. Работать максимально эффективно и отдыхать на все сто. Как это сделать опять же в одной из следующих глав. Что касается непрактичности, то уже прошли времена, когда каждый был и швец, и жнец, да и вообще... капец. Мы живем в эпоху узкой специализации, когда совершенно не важно, что ты не умеешь ремонтировать кран в ванной или врезать замок во входную дверь. Для этого есть специально обученые люди.


- програмисты не следят за своим внешним видом

Ну во-первых не все. Во-вторых, что мешает тебе быть другим? Нанять стилиста, который поработает над твоим внешним видом так, что ты будешь выглядеть, как с иголочки. Записаться к тренеру в тренажерный зал, который скажет тебе, как привести свое тело в порядок. Конечно сидячая работа не способствует здоровью, но соблюдая несколько простых правил, изложеных в следующей главе, ты легко сможешь поддерживать необходимый жизненый тонус.


- програмисты могут общаться только про компьютеры и секс, которого им не хватает.

В любом творчестве есть понятие сублимации и многие сублимируют осознанно или подсознательно ради достижения лучших результатов. Разговоры же про работу присущи всем специальностям – милиционерам, банкирам и преподавателям. В любом случае, если есть такая проблема, а это легко проверяеться в любой компании малознакомых людей, есть смысл понять, что работа – это только работа и кроме нее есть очень много интересных вещей: спорт, дискотеки, машины, книги, кино. Про них и можно поговорить.

- програмисты много пьют.

Без коментариев :)


Хочеться женского внимания

Сложилось такое мнение, что на софтовых фирмах работают одни ребята. Там нету симпатичных девушек.Каким бы смешным не казался этот стереотип, тем не менее у меня есть друг, системный администратор. Который принципиально не хотел работать на софтовых фирмах из-за того, что там очень скучно. Не с кем коротать суровые администраторские будни. Хотя если помнить, что на роботе лучше работать, а на отдыхе отдыхать. Вспомнить, что больше достигаешь, когда концентрируешься, а не отвлекаешься, как ты выглядишь в чужих глазах, то можно понять, что ничто не мешает закончить работу побыстрей и пойти в город, где по улицам каждый день ходять десятки тысяч симпатичных девушек. По-моему глупо вверять выбору судьбы такую важную вещь, как личная жизнь.


Это слишком сложно


Как часто вы встречаете людей, которые говорят про что-то следующее «Это невозможно. Это невозможно, потому что это не получается у меня». Вторую часть фразы они, может быть, вслух и не произносят, но смысл такой. Можно считать себя самым лучшим человеком на земле, который является экспертом и эталоном во всех мыслимых и немыслимых областях жизни.


А можно спокойно знать, что есть человек, который что-то делает лучше, чем ты. И он делает что-то, что ты не делаешь. И как ты узнаешь, что это невозможно, пока сам не попробуешь это сделать? Невозможно научиться хорошо програмировать за две недели? Это возможно. Невозможно за пол года пройти путь от рядового програмиста до начальника департамента? Это возможно.


Может быть, тебе для этого потребуется развить некоторые навыки, описанные в этой книге описанными тут способами. Но ЭТО ВОЗМОЖНО.


Кстати, если тебе интересно, что будет, если ты в обучении програмированию сделаешь что-то, что ты никогда не делал, то сделай это. И поделись с нами результатами.


Типичные ошибки выпускников, которых стоит избежать:


Отсутствие информации. Тут тебе поможет эта книга.


Развивай логическое и творческое мышление.


Не продавайся за гроши сейчас.


Будь эмоциональным.


Думай своей головой. Разрушай стереотипы.


На работе работай. Отдыхай на все сто.


Все возможно. Не верь тем, кто говорит обратное – лжецы.



Post A Comment | | Flag | Link






browse
my journal
February 2008